Новости ГЖД

22.07.2011|09:19

В преддверии профессионального праздника железнодорожников обновляется экспозиция железнодорожного музея юдинского узла Казанского региона Горьковской железной дороги

В преддверии профессионального праздника железнодорожников обновляется экспозиция железнодорожного музея юдинского узла Казанского региона Горьковской железной дороги.

Кроме того, уже начата подготовка к празднованию в следующем году 150-летнего юбилея Горьковской магистрали. Большую роль в сохранении памяти об истории железнодорожного транспорта в Казани играет юдинский музей во дворце культуры  железнодорожников.

Экспозиция производственного музея юдинского узла собиралась многие годы. Все основные вехи развития как поселка Юдино, так и железной дороги нашли отражение в экспонатах, документах и экскурсионной программе, предлагаемой местным школьникам. История железной дороги тесно связана  с историей страны,  поэтому значительная часть материалов посвящена годам Великой Отечественной войны.

Одна из наиболее примечательных страниц истории железной дороги военных лет – работа женщин в составе локомотивных бригад. Вождение подвижного состава – сложнейшая из железнодорожных профессий. Кроме того, кабина паровоза, с работающей в постоянном режиме топкой – настоящее испытание на прочность. Но, когда мужчины ушли на фронт, их место в кабинах паровозов заняли хрупкие женщины.

Клавдия Устимова, Мария Тараканова, Мария Каргова, Валентина Малышева  стояли "у штурвала" – были машинистами. Пронеся все тяготы военного времени, когда малейший недочет в работе карался как преступление, некоторые и после 45 года  остались в этой профессии.

Однако большая часть женщин всю войну простояла у топки паровоза, выполняя обязанности помощника кочегара. Топка – сердце локомотива, погаснет огонь - встанет железный конь. Тонны дров за годы войны перекидали слабые женские руки, 150 кубометров сжигалось за одну поездку.  Одна из таких тружениц, всю жизнь проработавших в юдинском локомотивном  депо,  Анна Васильевна Павлова.

В депо Анна Павлова оказалась сразу после школы. Уроженка Пестречинского района Татарстана, по окончании школы  Анна отправилась учиться в Казань, но началась война, и пришлось забрать документы и  вернуться в деревню. А тут как раз приехали из юдинского депо агитаторы, зазывать новые кадры. Девушки-выпускницы откликнулись на призыв и поехали в Юдино.

Год обучения в юдинском железнодорожном  училище пролетел незаметно, да и большую часть времени проводили не за книжками, а за станками. А дальше – суровые военные будни в локомотивной бригаде Петра Васильевича Плаксина на паровозе ЭУ 750-26.

Вспоминая работу в годы войны, Анна Васильевна, тепло отзывается о людях, с которыми пришлось трудиться. Лидия Богомолова, Евдокия Силантьева, Софья Киселева, Нина Спиридонова, Лидия Агафонова, Надежда Зимина, Мария Косарева, Ксения Дерганова  - все эти женщины, оставаясь в тылу, у топки паровоза, обеспечивали  движение поездов с вооружением и  фронтовиками, с каждым километром пути приближая победу.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=2