Новости ГЖД

20.03.2015|13:53

Железнодорожной ветке Лянгасово-Матанцы исполнилось 70 лет

В честь круглой даты в музее железнодорожного транспорта станции Киров собрались ветераны-путейцы и действующие работники Кировской дистанции пути. Для этой встречи хранителем фондов музея Валерией Фофановой был подготовлен специальный стенд по истории строительства пути Лянгасово – Матанцы. Ветераны вспоминали, как строилась эта ветка, а молодые специалисты рассказали каковы особенности ее эксплуатации в настоящее время.

Решение о строительстве ветки Лянгасово – Матанцы было принято в военные годы для обхода грузовых составов пассажирской станции Киров, которая в то время была забита до отказа поездам с военной техникой и солдатами, а также эвакуированными и раненными.

Работы по укладке пути велись в авральном порядке под постоянным контролем и давлением Наркомата путей сообщения. Выдвигались требования как можно быстрее окончить строительство, чтобы дать варкутинскому углю и ухтинской нефти "зеленый свет". Поэтому ряд работ по отводу поверхностных вод были выполнены не полностью и не качественно, что уже в первую зиму привело к появлению пучин, а затем и к многолетней борьбе с ними.

Для справки: Пучинами называется общее или местное поднятие поверхности в результате промерзания грунта и увеличение в объеме замерзающей в нем воды. Пучины представляют собой искажения положения рельсошпальной решетки, вызванные неравномерным морозным пучением грунтов.

- Сведений по строительству железнодорожной ветки Лянгасово – Матнацы длиной 16 километров немного, - рассказывает смотритель музея, ветеран железнодорожного транспорта Евгений Салтыков. - Из исторических документов, найденных мной в кировских архивах и музеях, стало известно, что открытие движения по этой линии началось 15 марта 1945 года, за полтора месяца до окончания войны. Этот участок соединил линию Пермь – Вятка – Котлас, построенную в 1899 году, с линией Вятка – Вологда – Санкт-Петербург, введенную в эксплуатации, в 1906 году. Из некоторых источников стало известно, что эту линию строили пленные немцы. Во время войны стратегически важные рокадные линии строились из снятых рельсов с Байкало-Амурской магистрали. Так, в 1942 году из таких рельсов была построена железнодорожная ветка Свияжск – Сталинград. В архивах имеется телеграмма заместителя Наркома путей сообщения Гарныка, адресованная начальникам Казанской и Горьковской дорог, об отгрузке рельсов с базы НКПС Свияжск на станцию Лянгасово для строительства пути. Так что, линия Лянгасово – Матанцы является "дальней родственницей" Байкало-Амурской магистрали, из рельсов которой строилась эта рокадная ветка.

Из воспоминаний начальника Кировской дистанции пути послевоенных лет Андрея Шаклеина: "Обслуживать эту ветку было очень сложно, поскольку работать приходилось круглогодично под открытым небом: в стужу, зной, дождь и пургу, но никто не жаловался. Всю работу по смене негодных шпал, устранению просадок и замене балласта производили вручную. Ни летом, ни зимой путейцы не спали спокойно. Летом, осенью, весной шли дожди – в пути происходило разжижение грунта, зимой – пучины. Иной раз приходилось укладывать шпалу на шпалу, чтобы выровнять путь. Надо отдать должное работникам того времени. Все трудились на совесть, никого не надо было заставлять или упрашивать. Путейцы даже ложились спать в одежде, чтобы в случае необходимости сразу встать и выйти на пути для устранения неисправностей. Любили и гордились путейцы своей профессией. Ведь как для человека жизненно важны кровеносные сосуды, так и для страны железные дороги…"

Ветеранам-путейцам от руководства и профкома Кировской дистанции пути были вручены ценные подарки.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1